Поделитесь статьей:
Маленький ребёнок читает медленно, но постепенно скорость его чтения растёт. Во взрослом возрасте этот показатель составляет в среднем от 180 до 400 слов в минуту. Однако это не предел. Существуют методики, которые позволяют повысить скорость чтения в несколько раз. Такой навык будет полезен в любом возрасте. О том, как развить способности к скорочтению мы расскажем в нашей статье.
Скорочтение — это навык, позволяющий быстро воспринимать, структурировать и усваивать информацию в виде текста. Для его развития используются специальные техники. При этом упор делается на умение быстро выделять суть из крупных блоков текста, а мозг уже самостоятельно «достраивает» недостающие элементы на основе полученной информации.
Существуют разные подходы к повышению скорости чтения. Например, многие из них основаны на принципе перестраивания порядка считывания информации.Этот навык помогает учащимся быстрее готовить домашние задания, находить материалы для докладов, рефератов, дипломных работ. Умение быстро читать текст пригодится и взрослым, так как им тоже часто приходится иметь дело с большими объёмами информации.
Обычно дети учатся читать определенным образом: сперва слоги, потом слова, складывающиеся в предложения и, наконец, в тест. Повзрослев, большинство людей продолжают пользоваться тем же алгоритмом, хотя мозгу становится доступен и более сложный порядок, позволяющий экономить время. Далее мы рассмотрим методики, с помощью которых можно существенно повысить скорость чтения.
Более достоверные данные удалось собрать Р. Карверу — профессору, изучавшему скорочтение в 80-х годах. Для своего эксперимента он пригласил людей, чья работа была связана с умением быстро читать тексты, а также финалистов профильных конкурсов. В результате оказалось, что для усвоения информации хотя бы на 75% ни у кого не получается читать быстрее, чем со скоростью 600 слов в минуту. Этот показатель выше среднего, но намного меньше зафиксированного рекорда. Вероятнее всего, именно на него следует ориентироваться, осваивая скорочтение.Интересно, что в Книге рекордов Гиннесса в 1990 году был зафиксирован необыкновенно высокий результат — 25 000 слов в минуту. Со стороны такое чтение должно выглядеть как перелистывание страниц. Рекорд был поставлен Говардом Бергом, но позже судьи усомнились в правдоподобности такого результата, поэтому рекордсмену запретили рекламу его курсов скорочтения.
Для учащихся первого класса ближе к концу учебного года нормой является показатель 25–40 слов в минуту.
Скорость чтения третьеклассника — примерно 90 слов минуту.
В старших классах этот показатель не измеряют, но нормой считается скорость около 180 слов в минуту.
Высоким показателем можно назвать скорость от 400 слов/мин.
Обычная скорость взрослого человека составляет от 120 до 180 слов в минуту. По результатам опытных исследований средняя скорость составляет около 201 слову в минуту (при разбросе значений от 60 до 378). Такой скорости соответствует усвоение информации на 52%.
Нормативы скорости чтения для детей
Класс |
Количество слов в минуту (в среднем) |
1 |
>35 |
2 |
>65 |
3 |
>85 |
4 |
>110 |
5 |
>120 |
6 |
>130 |
7 |
>140 |
8 |
>160 |
9 |
>170 |
Сперва следует понять, из каких элементов состоит этот процесс. Обычно мы читаем строку за строкой, но не линейно, а «группируя» слова, двигаясь, таким образом, от одной группы к другой. Иногда мы делаем паузу, чтобы осмыслить прочитанное, или возвращаемся назад. Эти движения называются «саккады» и занимают доли секунды, но повторяются постоянно, что в целом замедляет чтение.
Одна из техник скорочтения направлена на то, чтобы убрать такие «скачки». Специалисты советуют постоянно следить за направлением взгляда и оттачивать навык линейного движения. У ребёнка такой подход сперва может снизить общую скорость чтения, но потом появится привычка, и у него получится быстрее читать текст и лучше усваивать информацию.
Есть и другие факторы, от которых зависит скорость чтения.
Причиной медленного чтения может быть регрессия — возвращение на предыдущие строчки. Это не только понижает скорость, но и негативно влияет на понимание текста. Чтобы этого не происходило, можно помочь пальцем — вести им под строчкой при чтении. Также можно использовать указку, карандаш или другой предмет.
Ещё один способ борьбы с регрессией — использование специального шаблона, закрывающего уже прочитанное ранее. Он должен быть полностью однотонным, желательно белым.
Для его изготовления нужно взять плотную бумагу или картон размером примерно 7x12 см. Внизу справа сделать вырез примерно 4x5 мм — его размеры можно менять в зависимости от размера шрифта, расстояния между строками тренировочного текста.
Далее шаблон накладывается на первую строчку так, чтобы в прорезь попадало первое слово. Во время чтения шаблон постепенно передвигается так, чтобы он закрывал уже прочитанное.
Прочитав так один текст, нужно переходить к другим. Желательно, чтобы эти тексты были новыми, которые ранее ещё не прочитывались. Упражнения следует продолжать до тех пор, пока при чтении нового текста на одну строчку будет уходить не более секунды.
В этом упражнении на первом месте не понимание и запоминание прочитанного, а наработка скорости.
Бороться с регрессией помогает чтение вслух. Хотя это может быть причиной другой проблемы — субвокализации, этот прием помогает справиться с возвращением к ранее прочитанному. Читать текст следует плавно, но быстро, в темпе разговорной речи.
Даже если ребёнок читает текст про себя, он всё равно может мысленно проговаривать каждое слово, что существенно замедляет чтение. Это может происходить из-за недостатка навыка зрительного восприятия слов и неумения сразу же схватывать их значение. Избавиться от субвокализации помогает практика — следует как можно больше читать. Также можно использовать приёмы скорочтения.
Например, помогает бороться с субвокализацией короткая композиция «ритм Жинкина», которую можно найти в Интернете. Если прослушивать её во время чтения, то внутреннее проговаривание текста будет затруднено. Также можно выстукивать этот ритм пальцами, например по столешнице. При прослушивании этого ритмичного звука внутреннее проговаривание исчезает, а скорость чтения повышается.
Ещё один способ — во время чтения вести мысленный счёт от единицы и далее. Это будет препятствовать проговариванию.
Также помогает мысленное чтение стихов, куплетов из песен. Так внутренняя дикция программируется на воспроизведение хорошо знакомого материала, а текст начинает восприниматься визуально.
Кроме того, можно сознательно время от времени ускоряться при чтении, периодически увеличивать и уменьшать скорость — это также будет препятствовать проговариванию слов.
Ещё один способ создания помех внутреннему проговариванию — жестикуляция во время чтения. Жесты не должны быть слишком простыми и воспроизводимыми автоматически — нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. Например, выпрямлять поочерёдно по одному согнутому пальцу или чередовать взмахи кистью руки вверх-вниз и вправо-влево. Например, делать три взмаха вертикально, потом четыре — горизонтально. Затем наоборот — три вертикально и четыре горизонтально.
Ограниченное поле зрения также может быть причиной замедления чтения. Наш зрительный аппарат устроен так, что в центральное поле попадает всего лишь 5–30° от общего обзора. Остальное приходится на долю периферического зрения, развитого слабее. То, что не попадает в видимую область «достраивается» мозгом автоматически на основе уже полученной информации. Поэтому не получается прочесть всю страницу за несколько секунд, но можно понять общий смысл по отдельным фрагментам.
Это одна из наиболее популярных методик развития периферического зрения, впервые использованная психиатром В. Шульте. Первоначально эти таблицы применялись для изучения свойств понимания. В скорочтении они используются для расширения границ периферического зрения, что позволяет захватывать больше информации за раз.
В такие таблицы можно обычно вписывают цифры или буквы. Для тренировки нужно посмотреть на изображение, расположенное в центре таблицы, а затем, не отрывая взгляда, постараться прочесть то, что находится по сторонам, сверху и снизу. Главное — не переводить взгляд на буквы и цифры, расположенные рядом, а стараться увидеть их периферическим зрением.
Такой метод способствует расширению границ внимания и учит восприятию символов параллельно друг другу, а не последовательно, как при традиционном способе чтения.
Этот метод считается достаточно результативным. Он помогает не только расширить периферическое зрение, но и укрепить глазодвигательные мышцы.
Обучение скорочтению поможет ребёнку лучше воспринимать и усваивать текстовую информацию, быстрее справляться с домашней работой и лучше учиться. Существуют разные методики, помогающие научиться быстро читать, включающие в себя упражнения, работу с обучающими текстами и таблицами. Приведём наиболее распространённые техники.
Этот метод приводит П. Палагин в своей книге, посвящённой практике скорочтения. Сперва автор рекомендует сделать «разминку для глаз», что поможет расширить периферическое зрение.
Представьте, что ваш взгляд — это луч прожектора, и вы можете расширять его так, как захотите. Возьмите секундомер, книгу стандартного размера и постарайтесь расслабиться. Далее нужно перемещать взгляд по странице, «сканируя» таким образом строки сперва слева направо, а затем справа налево.
Сперва в течение минуты следуйте взглядом по двум строкам, затем по трём, а на третью минуту — по пяти. Старайтесь разглядеть все слова, расположенные друг над другом, пока не удастся понять их смысл.
На заключительном этапе нужно уже не перемещаться взглядом по строчкам, а стараться читать максимально быстро, следуя взглядом по одной строке.
Эта методика обучает одновременному восприятию сразу нескольких слов, что требует расширения поля зрения. С этой целью используются специальные таблицы для скорочтения.
«Клиновидную таблицу» следует распечатать и сконцентрироваться сперва на центральном столбце, постепенно перемещая взгляд вниз и стараясь увидеть боковые символы — их нужно проговаривать вслух. Цель — дойти до самого конца, рассмотрев одновременно числа по сторонам от центрального столбца.
Ещё одна важная составляющая навыка скорочтения — способность долго удерживать внимание на восприятии текста.
Этот навык можно развить с помощью хорошо знакомых с детства головоломок-лабиринтов. Попробуйте проследить весь путь до выхода одним лишь взглядом, решить эту головоломку без помощи рук или карандаша.
В процессе чтения мы нередко возвращаемся к тому, что уже было прочитано ранее. Это плохо сказывается на понимании и снижает скорость.
Чтобы так не происходило, следует помочь себе карандашом или пальцем в процессе чтения. Это смотрится немного «по-детски», но практически сразу помогает существенно увеличить скорость.
Это ещё одна техника из книги Павла Палагина. Если вы прочли какой-либо параграф, это не означает, что вы запомнили информацию, которая давалась в нём. Чтобы полученные знания перешли в долговременную память, необходимо приостановиться, осмыслить суть прочитанного и повторить ключевые моменты про себя.
Техника включает три шага:
Чтобы ребёнок научился быстрее читать, часто применяются специальные тексты, отличающиеся от привычных нам. Например, они могут быть повёрнуты под углом 90°, напечатаны вверх ногами, иметь пропущенные буквы, которые нужно отгадать. Часто используются тексты с «препятствиями» — например, когда поверх них накладывают «решётки» или «паутинки». Такие тексты часто можно встретить в детских книгах, развивающих скорочтение.
Существует несколько видов скорочтения, которые могут быть освоены на разных этапах развития этого навыка.
По словам — это первая скорость, которую человек осваивает, когда только учится читать в школе. В среднем составляет 500 знаков в минуту.
На этом этапе текст воспринимается уже целыми фразами и скорость существенно возрастает — до 2000 знаков в минуту.
Многие слышали об этой методике еще в школе. Такой способ требует одновременного отказа от регрессии и субвокализации, при этом нужно максимально сосредоточиться на тексте. Эта методика позволяет быстро усваивать информацию. Также здесь пригодится и развитое периферическое зрение.
Владеющий этой методикой читатель воспринимает текст не как набор слов, а в виде смысловых блоков, по которым скользит его взгляд. Это позволяет бегло сканировать текст в поисках ключевых слов.
Основные правила методики:
При освоении этого способа чтения взгляд движется сверху вниз, охватывая текст по сторонам. В этом случае скорость значительно возрастает. Для расширения зрительных полей используют клиновидные таблицы — по ним двигаются взглядом, фиксируясь на центральной строчке и пытаясь одновременно воспринимать информацию справа и слева. После освоения таблиц с числами переходят к варианту со слогами — он считается более сложным.
Фоточтение также позволяет добиться высокой скорости. Задача этого способа — не столько научиться быстро читать, сколько освоить навык быстрого выявления сути, понимания и усвоения информации. Фоточтение напоминает сканирование: текст воспринимается поверхностно, при этом внимание концентрируется на ключевых деталях.
Метод не подходит для чтения сложной литературы, где требуется вникать в смысл. Однако он удобен для быстрого ознакомления с пресс-релизами или статьями.
Процесс включает несколько этапов.
Если у ребёнка есть проблемы со способностью сосредоточиться на задаче, то скорочтение будет сложно развить. Проблемы с концентрацией могут свидетельствовать о наличии СДВГ или являться последствием стресса, плохого сна, отсутствия дисциплины. Тем не менее, этот навык вполне можно улучшить.
Глядя в одну точку, мы воспринимаем лишь около 5°-20° окружающего пространства, а остальное автоматически достраивается мозгом. Из-за ограничений периферического зрения у нас не получается воспринимать страницу целиком и приходится переходить от слова к слову. Угол обзора следует расширять, чтобы повышать скорость чтения.
Иногда мы можем неосознанно проговаривать текст про себя. Это называется «субвокализация». Она помогает лучше усваивать информацию, но при этом затрачивается больше времени. Когда смысл слова удаётся «выхватить» лишь по его визуальному образу, скорость чтения существенно возрастает.
Чтобы развить память, можно предложить ребёнку визуальный диктант. Сперва он читает текст, а потом все фразы закрывают, кроме первого предложения. Выделяется 7–8 секунд на запоминание, а потом его нужно записать по памяти. Постепенно текст «обрабатывается» и усваивается целиком.
Также можно прочесть вслух какую-нибудь цепочку слов, например, трава-цветок-дерево-бабочка-пчела и т.д. Школьник должен постараться запомнить последовательность и воспроизвести её в устной или письменной форме. Рекомендуется начать с 3–5 слов, постепенно увеличивая количество до 10–12.
Ещё одно упражнение — «ремонт слов». Ребенок получает текст с пропущенными буквами, которые нужно отгадать при чтении.
Этот приём помогает быстро «вычленить» главное из текста. Для этого понадобится маркер или карандаш. Нужно выделить на каждой странице по 2–3 ключевых мысли. Также можно добавить свои замечания на полях — важную информацию отметить как «!» или «NB». Если согласны с утверждением — поставить «+», если нет — «-» и т.д.
Большинство упражнений для повышения скорости чтения подходят детей в возрасте 9–10 лет. Однако некоторые педагоги считают, что могут увлечь ребёнка и с более ранних лет.
Это не означает, что до 9 лет техники неэффективны. С младшеклассниками и детьми дошкольного возраста можно делать упражнения на развитие внимания, расширение поля зрительного восприятия, визуализацию прочитанного. Хорошая концентрация внимания и образное мышление помогут ребенку в дальнейшем, когда можно будет добавить специальные упражнения по скорочтению.
Рассмотрим несколько упражнений, которые будут полезны в любом возрасте.
Методику В. Шульте в настоящее время используют для развития периферического зрения, внимания, а также для улучшения краткосрочной памяти. На основе этого метода работают многие онлайн-тренажеры, засекающие время прохождения таблицы.
Кроме традиционных черно-белых также существуют и другие варианты — например, красно-черные таблицы Горбова-Шульте, часто применяющиеся при обучении скорочтению взрослых и детей. Принцип работы в этом случае тот же, что и с обычными таблицами — стараться рассмотреть все символы в графах целиком, используя периферическое зрение.
Это упражнение также помогает развить периферическое зрение. Суть его заключается в том, что нужно стараться удерживать взгляд на каком-то объекте вдалеке, но при этом видеть то, что происходит по сторонам.
Разновидностью этого упражнения является «Тибетская методика», описанная выше.
Этот способ поможет снять нагрузку с глаз и увеличить угол зрения. Суть упражнения проста: во время чтения требуется примерно на 15 секунд попеременно закрывать то один, то другой глаз.
Это упражнение повышает концентрацию внимания. Здесь требуется смотреть на текст или карточки, представляющие собой названия цветов. Однако сами слова-названия цветов имеют другой цвет. Задача — глядя на слово, сказать, какого оно цвета, не произнося то, что написано.
Попробуйте при чтение выделять главные моменты в тексте маркером — это поможет сосредоточиться на главном и быстро находить ключевые мысли.
Требуется выбрать какое-нибудь слово, а затем взглядом найти его на странице. Также можно посчитать, сколько раз встретилось это слово. Такое упражнение развивает внимательность, учит зрительному восприятию текста.
Ещё одно упражнение на внимательность — на двух картинках, расположенных рядом, нужно как можно быстрее найти все отличия. Это упражнение развивает способность концентрироваться на мелких деталях и быстро находить их на странице.
Текст закрывается сверху и снизу листами бумаги так, чтобы в поле зрения оставалась только одна строка, следует приступить к чтению, постепенно перемещаясь вниз. Упражнение полезно, когда требуется избавиться от привычки возвращаться по тексту назад.
Это упражнение помогает увеличить темп чтения. Нужно взять книгу и начать читать вслух. Одновременно вращаем большие пальцы так, чтобы «моторчик» крутился. Направление вращения не имеет значения. Читаем «с моторчиком» 5 минут. Далее снова начинаем читать как обычно.
Можно использовать как игру, помогающую ускоряться или замедляться во время чтения.
Помогает улучшить концентрацию внимания упражнение, где требуется постепенно поворачивать книгу под углом — на 45°, 90° и 180°. Также это способствует улучшению зрительного восприятия слов, что помогает быстрее схватывать суть текста.
Возьмите любой текст и попробуйте прочесть его зеркально. При этом наблюдайте, часто ли вы отвлекаетесь, насколько трудно сконцентрироваться. Это упражнение полезно как взрослым, так и детям и помогает научиться дольше удерживать внимание на определённой задаче.
Эта методика схожа с выделением главного. В этом случае на полях книги, газеты или журнала вы можете делать пометки карандашом, выделяя важные мысли, оставляя краткие комментарии. С одной стороны, это замедляет темп чтения, но на практике очень хорошо помогает структурировать текст. В результате приходит навык быстрого понимания смысла по нескольким строчкам. Это помогает тратить меньше времени на усвоение информации в целом.
Таким способом пользовались многие известные люди, писатели. Это помогает быстрее вспомнить то, что уже было прочитано, не возвращаясь вновь к тексту. Поэтому взрослым такая привычка наверняка пригодится.
Рассмотрим упражнения, которые подойдут детям, только научившимся читать.
Отслеживание строчки, которую читает ребёнок, пальцем или карандашом поможет избежать регрессии, устранить возвратные движения глаз, а также контролировать линейное направление взгляда.
Нужно взглядом «пройти» по картинке с изображением лабиринта и найти из него выход. Это упражнение развивает концентрацию внимания, учит не отвлекаться от задачи в течение длительного времени.
Эта методика была предложена П. Палагиным и помогает быстро запомнить прочитанное, переведя информацию из из оперативной памяти в долговременную. После прочтения каждого смыслового блока нужно ненадолго остановиться, проанализировать информацию, представить её образно или в виде схем. Затем следует кратко пересказать прочитанное в 1–2 предложениях и вновь вернуться к тексту.
В этом упражнении требуется читать тексты, которые находятся по разным сторонам от ребёнка. Можно сказать малышу, что книги иногда «хулиганят» и не хотят находиться на одном месте. Такой подход часто применяется при обучении скорочтению онлайн, но может использоваться и дома.
Это одно из наиболее простых упражнений на внимательность. Оно развивает навык вычленения из общего массива текста нужной информации. Ребёнок ищет нужное слово, параллельно подсчитывая, сколько раз оно ему попалось.
Требуется плотно сжать губы, прикрыв рот ладонью. Далее нужно прочесть текст про себя как можно быстрее.
Нужно написать какое-нибудь длинное слово, а потом из его букв составить как можно больше коротких.
Наберите текст в редакторе на компьютере, а затем поменяйте в разных фрагментах шрифты, размер текста. Отредактированный текст можно распечатать и предложить прочесть ребенку. Постепенно нужно стараться наращивать скорость чтения таких текстов, чтобы внимание малыша не заострялось на форме и размере букв.
Здесь нужно составить много предложений с неправильным порядком слов, а потом предложить ребёнку найти каждому из них своё место.
При обучении скорочтению применяются специальные тексты, развивающие полезные навыки:
При освоении скорочтения будут полезны разнообразные онлайн-тренажёры. Их можно найти в свободном доступе в Сети.
Эти программы помогают пользователям в игровой форме улучшить навыки чтения, научиться читать быстрее с большим пониманием. Это могут быть поочерёдно появляющиеся на экране строчки текста на определённый промежуток времени, игры в виде «убегающего» текста, таблиц Шульте, упражнения на поиск букв и цифр и прочие методики. Такие игры улучшают концентрацию внимания, помогают развить скорочтение. Также можно установить на телефон или планшет приложения, помогающие улучшить скорость чтения.
Скорочтение — это отдельный навык, на освоение которого требуется время. Поэтому важно подходить к занятиям осознанно и с правильным настроем. Эффективность упражнений зависит от правильной постановки цели, регулярности занятий и от того, насколько хорошо удастся освоить технику быстрого чтения.
Приступая к занятиям, важно сосредоточиться не только на увеличении скорости, но и на продуктивности процесса усвоения информации, развитии навыка концентрации на важном. Для этого после прочтения очередной главы можно вкратце резюмировать то, что удалось запомнить. Также полезно предварительно просматривать текст, стараясь выделить важные моменты. В обучающей литературе особенно важные части текста выделяются в специальные блоки внимания, часто присутствуют маркированные или нумерованные списки. Просмотрев текст заранее, вы уже будете иметь представление о его содержании, что облегчит дальнейшее чтение и усвоение информации.
Чтобы отслеживать прогресс было удобнее, можно завести специальную таблицу и записывать в неё результаты. Так вы сможете наглядно увидеть, как далеко удалось продвинуться.
Чтобы упражнения действительно приносили результат, заниматься нужно каждый день. Без регулярных занятий достигнутый прогресс может быть утрачен и придётся начинать всё сначала.
Навыки, которые вы осваиваете, должны стать привычкой. Если вы избавляетесь от регрессии — для глаз должно стать привычным двигаться только вперед, без возвратов. Этот навык должен быть доведён до автоматизма. В данном случае цель упражнения — снизить желание вернуться и перечитать текст. То же с другими навыками и приёмами — их применение должно войти в привычку, тогда скорость чтения значительно возрастёт.
Сейчас можно найти много разных материалов по скорочтению. Ниже приведём подборку книг для детей и взрослых, которые помогут развить этот навык.
Итак, мы рассмотрели наиболее популярные способы скорочтения, перечислили распространённые проблемы, которые могут возникать при освоении этого навыка, а также привели эффективные упражнения, которые помогут научиться читать быстрее. Надеемся, этот материал был полезен для вас и поможет подобрать наиболее подходящую методику повышения скорости чтения.
Поделитесь статьей:
Сайт mabitosha.ru использует файлы «cookies» и другие средства сохранения и анализа действий посетителей сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием данных технологий.
Ознакомьтесь с политикой конфиденциальности.