Поделитесь статьей:
Навык правильного удержания канцелярской принадлежности многим детям дается не так уж легко. Специалисты считают: родители должны учить этому малышей как можно раньше.
Первый в жизни захват малышом какой-то вещи подразумевает ее зажимание в кулак. Канцелярские принадлежности дети по привычке удерживают так же. Укоренение подобной привычки происходит быстро, и избавиться от нее сложно.
В результате почерк у ребенка портится, он хуже усваивает учебный материал на школьных занятиях. Проблемы с удержанием письменных принадлежностей могут привести к нарушению зрения.
Неправильный захват канцлерской принадлежности влечет за собой неправильную посадку за столом. Ребенок «нависает» над столешницей, что чревато перебоями в кровообращении в области шеи. Мозг не получает необходимого количества питательных веществ. По этой причине ребенок быстро ощущает усталость, у него начинают болеть руки и голова, искривляется позвоночник, падает зрение.
Неправильный захват предполагает удержание канцелярской принадлежности в кулаке, ее интенсивное сдавливание.
Верхняя часть инструмента для письма устремляется вверх либо в противоположное от плеча направление.
При неправильном захвате большой палец накладывается на указательный.
Слишком высокое или, напротив, заниженное положение пальцев на ручке также неприемлемо.
Специалисты считают, что причина неправильного захвата канцелярской принадлежности заключается в слабой иннервации пальцев пишущей конечности, недостаточно подвижном запястье.
Чтобы обучить дошкольника или младшего школьника правильному удержанию канцелярской принадлежности важно натренировать ее правильный обхват, заодно выполняя упражнения, направленные на увеличение подвижности запястья.
На заметку! Некоторые дети вообще отказываются делать письменные задания, потому что у них ничего не получается. Чтобы проблема не усугубилась, нужно постараться решить ее как можно быстрее. Иначе у ребенка возникнут трудности с успеваемостью в школе, он начнет терять авторитет у сверстников.
Необязательно каждый раз применять разнообразные насадки для карандашей или специальные канцелярские принадлежности. Они не способствуют устранению проблемы моторных трудностей, нередко формирующих неправильный захват.
Умение правильного удержания ручки родители должны прививать сыну или дочери в раннем возрасте. Некоторые начинают это делать по мере приближения школы. Есть и такие, кто считает, что всему должны научить педагоги.
Первые пробы карандаша у большинства детей случаются в 2–3-летнем возрасте. Именно в это время необходимо акцентировать внимание на захвате ручки детской рукой, позаботиться о мягкой коррекции.
Первым делом родителю нужно самому разобраться, как во время письма держать пальцы. Потом в доступной форме разъяснить это ребенку, продемонстрировать правильное положение. Уроки рекомендуется проводить в игровой форме.
Правильный обхват канцелярской принадлежности ребенку, который еще не ходит в школу, можно разъяснить в ходе игры — это сделает обучение более интересным. Такой подход идеален для упрямых детей, удерживающих инструмент для письма неправильно. Вместо критики прибегните к объяснению правил игры — это упростит освоение новой техники.
Важно! Письмом и рисованием желательно заниматься в большом альбоме, чтобы у ребенка была возможность нормально располагаться за столом. Крупные буквы и рисунки упрощают выявление недочетов.
Популярный захват, формируемый еще до владения ручкой. Различие существует только одно, оно заключается в добавлении одного пальца.
Канцелярскую принадлежность нужно разместить на столе, чтобы грифель смотрел вниз. За ее верхнюю часть малыш хватается тремя рабочими пальчиками. Затем он смещает их ниже до того момента, пока вещь не будет лежать в ладони так, как это происходит в процессе написания текста.
Салфетку из бумаги необходимо сложить в четыре раза и вручить ребенку. Он зажмет ее в ладони при помощи мизинца и безымянного пальца, чтобы не мешали в процессе письма. Остальные пальчики нужно выпрямить и взять ими канцелярскую принадлежность.
Оптимальным считается хват, при котором у ребенка есть возможность поднятия большого пальца так, чтобы приспособление для письма не двигалось. Безымянный пальчик с мизинцем важно придавливать к ладошке.
Эта игра, которую очень любят взрослые, подойдет деткам возрастом 5–6 лет. Захват дротика во многом напоминает захват ручки. Каждый раз принимаясь за письмо, ваш сын или дочь должны вспоминать о том, как брали игровой элемент. Родителям следует напоминать малышу об этом.
Подобный вариант прекрасно подходит для маленьких непосед, проявляющих чрезмерную активность. Таких детей сложно усадить за письменный стол для рутинных занятий техникой письма.
Научить правильному удержанию ручки или карандаша поможет канцелярская резинка. Наденьте ее малышу на запястье, слегка оттянув вверх и сделав петельку. В последнюю необходимо продеть канцелярскую принадлежность для сохранения предметом правильного положения.
Скажите ребенку, что ручка устала, хочет спать и ее необходимо поместить в кровать. Подложить под голову канцелярской принадлежности подушку, укрыть одеялом. Кроватью станет средний палец, подушкой — указательный, одеялом послужит большой. Можно даже придумать сказочную историю про ручку и пальцы.
Детскую игрушку волчок нужно взять тремя пальцами. За счет взаимодействия с юлой начинается их совместная работа.
Ребенку нужно встать, удерживая одну руку на поясе, а второй захватить волчок тремя пальцами, прижав остальные к ладошке. Кисть при этом разворачивается пальцами вверх.
Научившись правильному удержанию волчка, можно переходить к динамике. Речь о вращении и перемещении волчка при помощи верного захвата.
Если малышу сложно понять, как правильно удерживать канцелярскую принадлежность, дайте ему наводку. Поставьте точку на пальце в том месте, где должна быть ручка. Такая же пометка должна быть на ручке. Объясните ребенку, что для правильного письма требуется соприкосновение этих точек.
Перед этим его необходимо сломать, чтобы максимальная длина кусочка была 3 см. Так у малыша не будет возможности брать его всей ладошкой, а только тремя пальчиками. Порисовав мелками, он сможет освоить более взрослые инструменты — карандаши, не утратив наработанного хвата.
Вспомогательный аксессуар, который надевают на канцелярскую принадлежность. Неправильный хват предмета исключают специальные выемки. Канцелярской принадлежностью с насадкой увлекательнее писать, так как она украшена изображением симпатичного зверька.
Похожими делают ручки, предназначенные первоклассникам. Они уже имеют выемки под пальчики, благодаря которым детская ручка принимает правильное положение.
Другой вариант, облегчающий процесс приобретения навыков письма, заключается в применении ручек и карандашей, насчитывающих три грани с уже привычными выемками под пальцы. Польза их применения очевидна, но есть и другие преимущества. Они заключаются в веселой окраске корпуса, легком материале.
Существует несколько приемов обучения ребенка правильному письму, захвату канцелярской ручки. При желании их можно комбинировать, чтобы малышу было интереснее. Это один из способов повышения результативности занятий.
Главное — не кричать на ребенка в процессе уроков, если у него что-то не получается, избегать жёсткой критики. Благодаря спокойной манере объяснения малыш лучше усваивает материал, проявляет больше доверия и уважения по отношению к своему наставнику.
Напоминанием над письменным столом может служить яркая схема, на которой показано, как правильно удерживать канцелярскую принадлежность.
Если у дошкольника или младшего школьника рабочей является левая рука, нет смысла его переучивать. Многие родители и педагоги тратят на это много времени. Речь идет не о капризе или дефекте. Значит, у ребенка за речь и письмо в ответе правая сторона мозгового полушария, а не левая, как у многих. Попытки это исправить, предпринимаемые родителями, осложняют обучение и нередко приводят к появлению психологических травм у детей. Для обучения правильному удержанию ручки левшами применяются те же методики, но с незначительными корректировками.
Левши удерживают руку примерно на 3,5 см выше по сравнению с правшами, закрывая рабочей конечностью свет, как правило, расположенный с левой стороны. Первым делом нужно позаботиться о поиске комфортабельного рабочего места, включающего удобный стул, спинка которого регулируется по высоте во избежание нарушения осанки. Ребенку потребуется большой стол и лампа, стоящая справа.
При выборе письменных принадлежностей обязательно учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Выбирайте ручки с тонким стержнем, пишущим под любым углом. Чернила должны быть быстро сохнущими, не размазывающимися.
Существует специальная категория канцелярских товаров, предназначенная специально для левшей, они упрощают адаптацию ребенка.
Со специальными канцтоварами ребенку будет проще освоить навык письма.
В процессе письма, контролируйте, чтобы в указательном пальце левой руки не ощущалось избыточного давления. Все движения должны быть плавные и свободные. Тетрадь или бумажный лист необходимо смещать правой рукой. Ручка с рукой должны располагаться на одной прямой либо предусматривать незначительный наклон. Контролируйте, чтобы левая рука располагалась под строкой, а линии выводились прямыми. Если появляется необходимость в наклоне, обеспечивайте его поворотом листа.
Обучению правильному удержанию ручек и карандашей в начальной школе уделяется не так много времени. Педагог сначала демонстрирует, затем объясняет, после чего изредка контролирует.
У многих детей навык правильного удержания ручки вырабатывается самостоятельно. Родителям и преподавателям остается лишь плавно направлять. В подобных случаях важен тесный контакт с ребенком, игровой стиль взаимодействия.
Активными участниками образовательного процесса становятся отцы. Благодаря им игра приобретает особую ценность.
Необходимо разместиться напротив ребенка и предложить ему попытаться успеть схватить ваш указательный палец при помощи трех своих: большого, указательного и среднего. Свой палец при этом нужно оперативно сгибать.
Популярностью пользуется игра «Рок-группа». Здесь нужно руководствоваться индивидуальными музыкальными пристрастиями. Главное, чтобы ребенок играл на барабанах, неважно в джазовом или эстрадном ансамбле. Способ обхвата барабанных палочек напоминает правильный захват канцелярской принадлежности. Остальное приходится на импровизацию. Необязательно играть на настоящих музыкальных инструментах, можно прибегнуть к имитации.
Еще один способ правильной постановки руки при письме заключается в применении перьевой ручки. Эту методику нельзя назвать удобной и комфортной для ребенка, зато она результативна. Малыш не будет закручивать руку вокруг тетради так, что кажется, будто буквы и слова располагаются вверх ногами. Здесь важно игровое содействие, можно, например, вспомнить Пушкина и его манеру письма.
В обучении должны быть задействованы две стороны. Взрослым необходимо усвоить несколько правил, следуя которым можно достичь больших успехов.
Атмосфера должна быть теплой, исключающей упреки, повышение голоса. Для создания верного настроения нужно понимать, какое количество времени займет каждое из упражнений.
Обдумайте выход из игры, чтобы увлеченный ребенок не получил травму. Не забывайте, что формальный подход расстраивает, а не успокаивает детей. Откажитесь от режима многозадачности. Недопустимо совмещать просмотр телевизора с обучением ребенка. Эксперимент будет чистым только в том случае, если неукоснительно следовать правилам.
Выстраивайте процесс обучения так, чтобы в нем присутствовал юмор и легкая необязательность. Правильный навык письма придет незаметно, для этого ребенку не нужно чувствовать, что перед ним стоит сверхзадача, которую необходимо выполнить любой ценой.
Взрослые должны видеть в ребенке реального человека, у которого может что-то не получаться, а не вымышленный идеал.
В процессе обучения сына или дочери письму создайте для этого комфортное рабочее место, хорошо освещаемое и проветриваемое. Поставьте рядом стакан с водой. В середине урока он сможет выпить пару глотков, чтобы немного расслабиться. Нехватка жидкости чревата снижением концентрации, без которой не обойтись на этапе приобретения нового навыка.
Для выполнения первых упражнений используйте мягкий карандаш со специальным ограничителем. Изначально такие делали только для тех, кто пишет левой рукой. Сегодня ими пользуются и правши. Для последующих уроков приготовьте шариковую ручку длиной 15 см с «прорезиненным ковриком», чтобы пальцы ребенка не скользили.
Удостоверьтесь в правильной постановке рук. Ручка должна лежать на среднем пальце слева, а указательный обеспечивать ей поддержку. Большой палец поддерживает принадлежность для письма слева. Все три пальца немного согнуты, но не сильно сжимают ручку. Безымянный и мизинец свободно располагаются внутри ладони, в основании большого пальца.
Правильную постановку можно определить при помощи нескольких критериев:
Важно! Заниматься с дошкольником нужно приблизительно 10 минут ежедневно, выбирая удобное время. Главное — контролировать, чтобы ребенок не ощущал чрезмерной усталости.
На пользу пойдет выполнение специальных упражнений.
Детям, которые только осваивают технику правильного удержания ручки, рекомендуется писать диктанты с определенным нажимом на канцелярскую принадлежность (усиленным либо слабым).
Будет полезно написание букв с определенным нажимом.
Также желательно писать буквы с разным нажимом — чередованием сильного и слабого.
С возникшими трудностями поможет справиться гимнастика для пальцев, массаж кисти, сборка фасоли двумя пальцами. Улучшить моторику пальцев помогут игры с мячом и театр теней.
Родители часто задают вопросы на тему того, как научить ребенка правильному удержанию ручки в руке.
На школьных уроках дети получают практику в том объеме, в котором она предусмотрена программой обучения. Задача родителей состоит в мягком контроле выполнения заданий.
В первое время почерк служит отражением эмоционального состояния ребенка в момент письма. В последние годы красивому почерку перестали придавать особое значение. В приоритете теперь печатный способ взаимодействия. Педагоги не находят убедительных аргументов в пользу обратного.
Если у ребенка сформировался навык неправильного удержания канцелярской принадлежности, взрослым нужно понять, в чем именно заключается отклонение от нормы, постараться выявить причины.
Если малыш слишком сильно сдавливает канцелярскую принадлежность, можно предложить ему потренироваться в раскрашивании больших картинок. В ходе такого времяпрепровождения рука ребенка расслабляется. Взрослым можно попробовать рисовать или писать детской рукой. Сначала ребенок должен взять карандаш, родители подскажут ему правильное положение. Потом поместить детскую руку в свою и приступить к письму. Совместное занятие даст ребенку возможность прочувствовать, как нужно удерживать канцелярскую принадлежность. Постепенно малыш привыкнет к правильному положению.
Этого делать не стоит. Существует множество исследований, проводившихся на эту тему. Переучивание левши травмирует его сознание и психику. В таких условиях обучения у него может развиться психоз, чувство собственной никчемности. В советские годы детей, писавших левой рукой, переучивали, и это пагубно на них сказывалось.
Правильный захват ручки является залогом ровного, аккуратного и быстрого почерка. Благодаря этому можно сохранить здоровье ребенка, его комфортное психоэмоциональное состояние в процессе выполнения письменных заданий.
Поделитесь статьей:
Сайт mabitosha.ru использует файлы «cookies» и другие средства сохранения и анализа действий посетителей сайта. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием данных технологий.
Ознакомьтесь с политикой конфиденциальности.